Высказывание, совершенное в двадцати различных формах.
Для себяБИСТР (франц. bistre от итал. bistre) — краситель органического происхождения; относится к группе угольных красок. Приготовляется из сажи букового дерева в смеси с растворенным в воде растительным клеем. При размывании водой бистр дает широкую шкалу тональных градаций — от густо-коричневого, почти черного, до охристо-золотистого цвета. Бистр близок черным краскам — виноградной и персиковой, но не светостоек. Художники Итальянского Возрождения много рисовали бистром, используя кисть и перо. Они также сочетали бистр с углем и сангиной. Техника рисования бистром близка акварельной. В XVII—XVIII вв. ее использовали для создания эскизов к большим живописным композициям, но постепенно бистр вытеснили сепия и тушь.
МЕЛ (др.-русск. мѣлъ, от мелю, молоть; родств. мелкий) — минерал, продукт выветривания известняковых пород. Вместе с гипсом и клеем мел входит в состав различных грунтов для живописи; в древнерусской иконописи — в состав левкаса. Близкая по составу белая глина — каолин — используется в производстве фарфора. Прессованный мел с XVI в. использовали в качестве материала для рисования. "Красным мелом" называют другой материал — сангину; "черным мелом" — "итальянский карандаш" или сланец. В XVIII в., в частности в рисунках А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара, использовалась техника "трех карандашей" — сочетания мела, красной сангины и черного итальянского карандаша.
ОХРА (через польск. ochra из лат. ochra от греч. ochros — "бледный, желтоватый") — минеральная, или земляная, краска, содержащая в своем составе глину и примеси окислов железа. Чем более в этой естественной смеси белой глины, тем светлее охра. Желтые охры подразделяют на светлые, средние, темные, золотистые и оранжевые. Они состоят из глины и гидрата окиси железа. Глинистые охры называют также жирными. Мелко растертый сухой пигмент в соединении со связующим веществом (например, растительным маслом) дает краску с хорошей кроющей способностью, которую применяют в масляной живописи. Оранжевые и темные охры содержат больше железа и поэтому относятся к полулессировочным краскам. Темные охры включают соединения марганца. Красная натуральная охра представляет собой смесь безводной окиси железа и глины. Все эти краски образуются в природе выветриванием горных пород. "Мрамористой охрой" в античности называли глину, содержащую примеси мрамора, известняка, кальцита, мела. Такую краску в масляной живописи не используют. Для искусственного приготовления охр коричневых и красных оттенков светлую охру прокаливают на огне. Так еще в Средневековье и в эпоху Итальянского Возрождения получали венецианскую, помпейскую охру и пуццуоли. К охрам относят сиену и умбру. Красную охру получают также измельчением красного железняка — гематита.
САНГИНА (франц. sanguine, от лат. sanguis — "кровь") — материал и инструмент для рисования в форме толстого карандаша без оправы, который изготовляют из каолина (белой глины), пигмента (оксидов железа) и связующего вещества (растительного клея). По составу сангина близка земляным (минеральным) краскам типа охры, умбры. При рисовании сангина дает сочный матовый тон — от красно-коричневого до светло-розового и желтоватого. Другое название — красный мел. Сангину использовали художники Итальянского Возрождения, главным образом венецианской школы, Маньеризма и Барокко, поскольку этот материал раскрывает возможности живописного рисования: сочного, красочного штриха, напоминающего мазок кистью, в сочетании с приемами растушевки, втирания в шероховатую бумагу, что создает плавные переходы тона. Художники флорентийской школы, напротив, предпочитали твердый грифель, серебряный штифт или перо и тушь. Техника рисования красноватой сангиной в сочетании с черным итальянским (угольным) карандашом и белым мелом, получившая распространение в XVII—XVIII вв., называется "техникой трех карандашей". Сангину, содержащую сульфит железа, используют для приготовления масляных красок и обжигающихся пигментов для росписи керамики и стекла, в частности витражей.
СЕПИЯ (греч. sepia — "каракатица, головоногий моллюск") — коричневая краска, которую в древности добывали из "чернильного мешочка" морского моллюска. Позднее — любая краска коричневого оттенка. Такую краску разводят водой и работают с помощью кисти, как в акварельной технике, либо рисуют пером. Сепия дает красивую шкалу оттенков от темно-коричневого до светло-золотистого тона. Как и красный мел, сепию использовали для рисования художники Итальянского Возрождения, Маньеризма и Барокко.
СЛАНЕЦ (от стелю, стлать) — минерал слоистого строения, который имеет свойство раскалываться на тонкие пластинки (отсюда название). Плотная разновидность глинистого сланца называется спидным сланцем. Плитки, получающиеся раскалыванием глинистых сланцев, именуют также шифером (нем. Schiefer — "сколотый"). Серые с серебристым отливом пластинки шифера (аспидного сланца) в странах Центральной Европы традиционно используют в качестве кровельного материала. Сланец обладает прочностью, огнестойкостью, водонепроницаем. Так, например, крыши Парижа с высоты мансард выглядят серо-серебристыми (их до сих пор кроют сланцем, который добывают в Вогезах). Вместе с серовато-рыжеватым известняком, из которого сложены стены старинных зданий, сланец придает своеобразный колорит городу, отличающий его от разноцветных изразцов кровель Бургундии (см. т. 2, цв. ил. 8) и ярко-красных черепиц Италии. В Киевской Руси розовый сланец применяли для облицовки полов, стен, из него делали резные парапеты. Бывает красный и фиолетовый сланец. Пропитанный нефтью глинистый сланец (его называют "доманик" — "доведенный", "пропитанный") используют для изготовления подоконников и столешниц. После полировки этот материал напоминает черный мрамор. Из такого сланца вырезают небольшие иконки — панагии — и статуэтки. Сланец используют в качестве материала для рисования. После обжига в муфельных печах кусочки сланца при рисовании по бумаге дают красивый матовый черный или коричневатый тон.
ТУШЬ (нем. tusche, из франц. touche — см. туше) — рисовальный материал. Черная или цветная краска, которую используют в сухом состоянии (в виде плиток) или в жидком. Тушь приготовляют из сажи (или ламповой копоти) и клеевых веществ либо пережиганием древесины хвойных пород, растительных масел и смол. Наибольшим признанием у художников пользуется китайская тушь — традиционный материал в искусстве Китая, откуда его заимствовали корейцы и японцы. В XVI—XVII вв. китайскую тушь привозили в страны Европы. При работе кистью тушь разбавляют водой; густая тушь дает глубокий, интенсивный тон, разбавленная — широкую шкалу градаций от светло-серебристого до коричневатого цвета. Заливки и "растяжки" кистью сочетают с рисованием пером, карандашом и углем.
УГОЛЬ (др.-русск. оугъль; греч. anthrax, др.-инд. angaras; родств. agnis — "огонь") — обожженное дерево. Древесный уголь в виде обожженных палочек липы, ивы или прессованный, сформованный из угольной массы с растительным клеем используют в качестве материала для рисования. Уголь мягок, пластичен, дает матовый, бархатистый черный тон, но требует закрепления — фиксации.
УМБРА (франц. ombre, от лат. umbra — "тень") — минеральная краска зеленовато-коричневого тона. Состоит из глины с большим содержанием окислов железа и гидрата окиси марганца — основного красящего вещества. Такую краску в Средневековье добывали в Умбрии — провинции в Центральной Италии (отсюда название), однако ее использовали еще древние римляне. Умбра близка к охрам, отличается хорошей кроющей способностью. Жженая умбра получается пережиганием натуральной и имеет красновато-коричневый тон.
МЕЛ (др.-русск. мѣлъ, от мелю, молоть; родств. мелкий) — минерал, продукт выветривания известняковых пород. Вместе с гипсом и клеем мел входит в состав различных грунтов для живописи; в древнерусской иконописи — в состав левкаса. Близкая по составу белая глина — каолин — используется в производстве фарфора. Прессованный мел с XVI в. использовали в качестве материала для рисования. "Красным мелом" называют другой материал — сангину; "черным мелом" — "итальянский карандаш" или сланец. В XVIII в., в частности в рисунках А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара, использовалась техника "трех карандашей" — сочетания мела, красной сангины и черного итальянского карандаша.
ОХРА (через польск. ochra из лат. ochra от греч. ochros — "бледный, желтоватый") — минеральная, или земляная, краска, содержащая в своем составе глину и примеси окислов железа. Чем более в этой естественной смеси белой глины, тем светлее охра. Желтые охры подразделяют на светлые, средние, темные, золотистые и оранжевые. Они состоят из глины и гидрата окиси железа. Глинистые охры называют также жирными. Мелко растертый сухой пигмент в соединении со связующим веществом (например, растительным маслом) дает краску с хорошей кроющей способностью, которую применяют в масляной живописи. Оранжевые и темные охры содержат больше железа и поэтому относятся к полулессировочным краскам. Темные охры включают соединения марганца. Красная натуральная охра представляет собой смесь безводной окиси железа и глины. Все эти краски образуются в природе выветриванием горных пород. "Мрамористой охрой" в античности называли глину, содержащую примеси мрамора, известняка, кальцита, мела. Такую краску в масляной живописи не используют. Для искусственного приготовления охр коричневых и красных оттенков светлую охру прокаливают на огне. Так еще в Средневековье и в эпоху Итальянского Возрождения получали венецианскую, помпейскую охру и пуццуоли. К охрам относят сиену и умбру. Красную охру получают также измельчением красного железняка — гематита.
САНГИНА (франц. sanguine, от лат. sanguis — "кровь") — материал и инструмент для рисования в форме толстого карандаша без оправы, который изготовляют из каолина (белой глины), пигмента (оксидов железа) и связующего вещества (растительного клея). По составу сангина близка земляным (минеральным) краскам типа охры, умбры. При рисовании сангина дает сочный матовый тон — от красно-коричневого до светло-розового и желтоватого. Другое название — красный мел. Сангину использовали художники Итальянского Возрождения, главным образом венецианской школы, Маньеризма и Барокко, поскольку этот материал раскрывает возможности живописного рисования: сочного, красочного штриха, напоминающего мазок кистью, в сочетании с приемами растушевки, втирания в шероховатую бумагу, что создает плавные переходы тона. Художники флорентийской школы, напротив, предпочитали твердый грифель, серебряный штифт или перо и тушь. Техника рисования красноватой сангиной в сочетании с черным итальянским (угольным) карандашом и белым мелом, получившая распространение в XVII—XVIII вв., называется "техникой трех карандашей". Сангину, содержащую сульфит железа, используют для приготовления масляных красок и обжигающихся пигментов для росписи керамики и стекла, в частности витражей.
СЕПИЯ (греч. sepia — "каракатица, головоногий моллюск") — коричневая краска, которую в древности добывали из "чернильного мешочка" морского моллюска. Позднее — любая краска коричневого оттенка. Такую краску разводят водой и работают с помощью кисти, как в акварельной технике, либо рисуют пером. Сепия дает красивую шкалу оттенков от темно-коричневого до светло-золотистого тона. Как и красный мел, сепию использовали для рисования художники Итальянского Возрождения, Маньеризма и Барокко.
СЛАНЕЦ (от стелю, стлать) — минерал слоистого строения, который имеет свойство раскалываться на тонкие пластинки (отсюда название). Плотная разновидность глинистого сланца называется спидным сланцем. Плитки, получающиеся раскалыванием глинистых сланцев, именуют также шифером (нем. Schiefer — "сколотый"). Серые с серебристым отливом пластинки шифера (аспидного сланца) в странах Центральной Европы традиционно используют в качестве кровельного материала. Сланец обладает прочностью, огнестойкостью, водонепроницаем. Так, например, крыши Парижа с высоты мансард выглядят серо-серебристыми (их до сих пор кроют сланцем, который добывают в Вогезах). Вместе с серовато-рыжеватым известняком, из которого сложены стены старинных зданий, сланец придает своеобразный колорит городу, отличающий его от разноцветных изразцов кровель Бургундии (см. т. 2, цв. ил. 8) и ярко-красных черепиц Италии. В Киевской Руси розовый сланец применяли для облицовки полов, стен, из него делали резные парапеты. Бывает красный и фиолетовый сланец. Пропитанный нефтью глинистый сланец (его называют "доманик" — "доведенный", "пропитанный") используют для изготовления подоконников и столешниц. После полировки этот материал напоминает черный мрамор. Из такого сланца вырезают небольшие иконки — панагии — и статуэтки. Сланец используют в качестве материала для рисования. После обжига в муфельных печах кусочки сланца при рисовании по бумаге дают красивый матовый черный или коричневатый тон.
ТУШЬ (нем. tusche, из франц. touche — см. туше) — рисовальный материал. Черная или цветная краска, которую используют в сухом состоянии (в виде плиток) или в жидком. Тушь приготовляют из сажи (или ламповой копоти) и клеевых веществ либо пережиганием древесины хвойных пород, растительных масел и смол. Наибольшим признанием у художников пользуется китайская тушь — традиционный материал в искусстве Китая, откуда его заимствовали корейцы и японцы. В XVI—XVII вв. китайскую тушь привозили в страны Европы. При работе кистью тушь разбавляют водой; густая тушь дает глубокий, интенсивный тон, разбавленная — широкую шкалу градаций от светло-серебристого до коричневатого цвета. Заливки и "растяжки" кистью сочетают с рисованием пером, карандашом и углем.
УГОЛЬ (др.-русск. оугъль; греч. anthrax, др.-инд. angaras; родств. agnis — "огонь") — обожженное дерево. Древесный уголь в виде обожженных палочек липы, ивы или прессованный, сформованный из угольной массы с растительным клеем используют в качестве материала для рисования. Уголь мягок, пластичен, дает матовый, бархатистый черный тон, но требует закрепления — фиксации.
УМБРА (франц. ombre, от лат. umbra — "тень") — минеральная краска зеленовато-коричневого тона. Состоит из глины с большим содержанием окислов железа и гидрата окиси марганца — основного красящего вещества. Такую краску в Средневековье добывали в Умбрии — провинции в Центральной Италии (отсюда название), однако ее использовали еще древние римляне. Умбра близка к охрам, отличается хорошей кроющей способностью. Жженая умбра получается пережиганием натуральной и имеет красновато-коричневый тон.
@темы: marheski
Рисунок был сделан сангиной и сланцем....